Лицей для меня – это место, в котором я нахожу мотивацию двигаться дальше и развиваться. Люди здесь стали уже родными. Я чувствую, как мне искренне хотят и готовы помогать. Лицей – то, частью чего я навсегда останусь. Меня здесь принимают и позволяют самовыражаться, учат брать ответственность.

Лицеист 2022 года

30 лет – дорога в зрелость

Листая мысленно страницы истории лицея, понимаешь, что время его рождения совпадает с кардинальными переменами в жизни общества, государства.

            Для школьного и вузовского образования наступила, по выражению некоторых, «золотая» пора. Школы получили право на основе базисного, с учётом возможностей и приоритетов в регионе, создавать собственные учебные планы и программы. С целью профориентации и для более глубокой подготовки к поступлению вузы стали на своей базе создавать лицеи и колледжи для старшеклассников, в которых наряду с общеобразовательными предметами включались предметы профильной подготовки.

           Владимирский государственный педагогический университет в 1992 году поддержал инициативу технико-экономического факультета о создании общеобразовательного лицея для учащихся десятых-одиннадцатых классов школ города и области. Областное управление образования поддержало эту инициативу и, таким образом,  в августе 1992 года Областным советом народных депутатов было принято решение об открытии Владимирского областного промышленно-коммерческого лицея под двойным учредительством. Педагогический университет предоставлял лицею помещение и университетскую базу, областное управление образования осуществляло финансирование лицея.

           Директором лицея стал заведующий кафедрой педагогики и методики преподавания технологии. Первыми преподавателями стали преподаватели педагогического университета. Первыми лицеистами стали пятьдесят десятиклассников из школ города и области.

           Так началась история лицея.

  В лицее родились и оказались вполне жизнеспособными до сегодняшнего дня инновационные, организационно-педагогические и управленческие технологии, которые позволили создать неповторимую  атмосферу сотрудничества, «дух лицея», внутри ученического коллектива, родителей и учителей.

         Отметим наиболее важные элементы такой технологии.

           Приём в лицей.  Осуществляется на конкурсной основе с абсолютно понятным и прозрачным механизмом приёма, который подробно изложен на сайте лицея. 

           Организация учебной деятельности строится по вузовскому принципу, однако имеет свои особенности. Занятия проходят «парами» в виде двух модулей по четыре академических часа. После четырёх часов занятий делается часовой перерыв. Такая организация оказалась эффективной и сохранилась до сегодняшнего дня, в первую очередь, из-за меньшей нагрузки по подготовке домашних заданий. 

           13-балльная шкала оценок. При обучении в лицее очень важно иметь представление об уровне успешности освоения содержания образования каждым учеником в динамике и в сравнении. Для этой цели необходим «измеритель», который бы достаточно объективно и в то же время дифференцированно отражал уровень успешности учения.

            С этой целью в лицее разработана и внедрена тринадцатибалльная шкала оценок, которая используется в процессе текущего и промежуточного контроля, и легко переводится в пятибалльную шкалу для выставления оценок за полугодие и год.

            Введенная шкала позволила в лицее  преодолеть формализм в оценке знаний учащихся. Она позволила также разработать систему отслеживания в динамике уровень успешности учения каждого ученика в отдельности, коллектива класса, параллели, лицея в целом.

           Контрольные недели. Для наблюдения за уровнем успешности освоения каждым учащимся учебных программ в лицее введены контрольные недели.

Целей контрольных недель несколько:

  • определение уровня успешности обучения учащегося в динамике за два года;
  • анализ промежуточной успеваемости учащихся по классам и принятие необходимых управленческих решений;
  • анализ промежуточного рейтинга по преподаваемым предметам и принятие соответствующих управленческих решений.

           Периодичность проведения контрольных недель: две — в первом полугодии, две — во втором. Показатели рейтинга ученика и предмета сравниваются с предыдущими показателями, и в случае неожиданного или резкого изменения администрация анализирует ситуацию и разрабатывает коррекционные меры.

           Как показал многолетний опыт, атмосфера соревновательности значительно повышает мотивацию учащихся.

           Таким образом, контрольные недели с использованием разработанных тестов, 13-балльной шкалы оценок и разработанной методикой анализа является эффективным средством управления учебно-воспитательной работой в лицее.

           Одним из важных шагов по разработке механизма взаимодействия учитель-ученик был введен так называемый рейтинг качества преподаваемого предмета.

Директор лицея лично, раз в год, предлагает каждому ученику в классе выставить оценку по тринадцатибалльной шкале за качество каждого преподаваемого предмета, а также за качество внеклассной работы. Затем все оценки по предмету и учителю суммируются, и выводится среднее значение качества преподаваемого предмета. Самым внимательным образом анализируются предложения и пожелания учащегося. Все оценки и высказывания полностью анонимны.

            Оценка педагогической сущности рейтинга не является такой простой. Важно было донести до преподавателей мысль о том, что рейтинг качества преподаваемого предмета отражает степень удовлетворенности учащихся преподаваемым предметом и уровень комфортности при изучении предмета, а не «выставление оценки учителю».

            Следует подчеркнуть, что данный рейтинг качества происходит не между учителями и предметами, а является показателем работы самого учителя по своему предмету в сравнении с двумя прошлыми годами.

            В настоящее время рейтинг качества преподаваемого предмета стал одним из достаточно объективных «измерителей» деятельности учителя, заставляющего задуматься о причинах повышения или снижения показателя от года к году.

           Предложения и пожелания учащихся также тщательно анализируются, и они зачастую служат основанием для принятия управленческих решений.

            В лицее сложилась система внеклассной воспитательной работы. В этой работе администрация и педагогический коллектив исходят из двух основных положений: определения воспитания как профессиональной деятельности педагога, содействующей максимальному развитию личности ребенка, а также целей и ценностей, принятых в лицее.

           Главное завоевание коллектива лицея состоит в создании особой, доверительной и благожелательной, атмосферы всех трех субъектов деятельности — учащихся, педагогов и родителей.

            Особенностью воспитательной работы в лицее является тот факт, что учащиеся учатся в нем сравнительно непродолжительное время, поэтому мы выделяем как бы три периода: адаптивный (первый семестр), рабочий (второй и третий семестры) и выпускной (четвертый семестр). В каждый из этих периодов организация внеурочной деятельности учащихся имеет свои особенности. Это отражается в плане воспитательной работы, в мероприятиях, проводимых в лицее и в классах (параллелях).

           При большой занятости учащихся учебной работой, участие во внеклассных мероприятиях делает их жизнь очень и очень насыщенной.

           Внешние связи лицея. С 1992 года, с момента своего образования лицей поддерживал постоянные дружеские связи с Коммерческим колледжем г. Скиве в Дании, имеющей богатейшие традиции в области коммерческого образования. Между лицеем и колледжем в 1992 году был заключен договор о сотрудничестве, в соответствии с которым происходил ежегодный обмен учащимися на одно- двухнедельные стажировочные курсы, обмен учебно-методическими материалами, взаимное изучение истории и культуры наших народов. Коммерческий колледж оказал большую безвозмездную помощь в период становления в оснащении лицея оборудованием, компьютерной и множительной техникой.

            Шли годы, менялась страна, появлялись новые нормативно-правовые акты, в том числе, в сфере образования. Некоторые коснулись непосредственно лицея. Запрет на соучредительство, решение о переходе общеобразовательных учреждений в статус муниципальных, появление автономных общеобразовательных учреждений, изменило внешнее лицо лицея. Лицей в 2005 году перешёл под опеку и внимательную заботу управления образования администрации города Владимира. Введение ЕГЭ, ФГОС, цифровизация изменили, отчасти, содержание образования в лицее: изменились названия профилей, учебные планы, рабочие программы. Выделенное лицею здание позволило увеличить количество профилей. Теперь их пять: инженерно-экономический, бизнес-информатика, математика и информатика, экономико-правовой, дизайн и архитектура. При этом высококвалифицированный коллектив сохранил атмосферу, идеи и ценности, заложенные в основание развития лицея.

           Мы помним, и благодарны ветеранам, тем, кто начинал, продолжал и продолжает трудиться в лицее. Преподаватели педагогического университета; незабвенная Людмила Андреевна Горностаева, первый заместитель директора; Владимир Павлович Голубков, первый преподаватель информатики; Ольга Гавриловна Ласкина, преподаватель машинописи и делопроизводства; Ольга Сергеевна Манова, преподаватель химии и биологии; Наталья Валерьевна Федина, преподаватель истории и обществознания; Родин Евгений Анатольевич, преподаватель английского языка; Капшина Татьяна Юрьевна и Беспалова Ольга Вячеславовна, преподаватели математики.

           Подводя итог сказанному, можно с уверенностью констатировать: создание в  городе Владимире в 1992 году Промышленно-коммерческого лицея показало, что обучение в таком относительно новом типе общеобразовательного учреждения для старшеклассников, нацеленного на подготовку к получению высшего профессионального образования, где учатся по профилям дети с примерно одинаково направленными склонностями, способностями и профессиональными намерениями, вполне себя оправдало и педагогически, и психологически, и организационно.

           За 30 прошедших лет лицей отмечен многими наградами. Однако главным критерием оценки работы коллектива лицея было и остаётся мнение родителей и учащихся, выпускников, их успехи и достижения.

В.Е.Емельянов,

директор МАОУ ПКЛ 

Пролистать наверх